27 января 2010, я была на замечательном мероприятии. Исполнялось 10 лет самой значимой четвероногой звезде российского кинематографа.
Вот она, наша артистка по кличке Метель. Эта милая псина, породы сибирский хаски, имеет в роду потомственных кинематографистов. В 2008 году, на юбилее Вячеслава Спесивцева, мне довелось познакомиться с хозяином Метели — режиссером по работе с животными, руководителем студии Мосфильм-КИНОлогия, Виктором Зуйковым.
Виктор Зуйков и Метель. 27.01.10
Накануне юбилея Метели мне очень захотелось узнать у Вити о том, как началась ее кинокарьера.
Теперь же спешу поделиться с вами, друзья, тем, что поведал мне Виктор Зуйков:
«Лет десять тому назад, работая в одном кинопроекте с псом Аргишем, в перерыве между съемками, я навестил его хозяйку. И как велико было мое удивление, когда навстречу мне выбежали маленькие пушистые комочки. Один из них тихо подкрался ко мне и прикусил за ногу. Довольный своей проделкой щенок уселся передо мной, и выражение его шкодливой морды говорило о том, что лучшей кандидатуры на роль будущей киноволчицы мне не найти. А такая идея посещала меня уже не раз. Это и было первым знакомством с моей дорогой Метелью! Подкупал ее серо-палевый окрас и невинные карие глаза, а ведь для хаски это большая редкость! Как правило, глаза у этих собак голубые, что и мешает им исполнять роль волков в кино.
Уже спустя несколько месяцев молодая Метель вместе со мной поехала на съемки в Карелию, и стала познавать все киношные премудрости. Я собирался подготовить ее для работы в кино годам к трем, когда она достигнет настоящей волчьей матерости, но судьба распорядилась несколько иначе. Замечательный режиссер Александр Наумович Митта задумал снимать сериал «Граница. Таежный роман», в котором было задумано участие огромного количества животных, чтобы оживить «тайгу» (съемка тайги проходила в калужских лесах).
Витя Зуйков на съемках фильма «Граница. Таежный роман» 2001
Понадобилось множество живности: 50 лягушек, два ворона, ястреб, утки, зайцы, змея, даже муравейник и пиявки(!), а самое главное — волчонок и волчица. Из тамбовской губернии мы привезли пару двухмесячных волчат, а волка собирались брать из театра имени Дурова.
Алексей Гуськов (в роли капитана Голощекина) и Ольга Будина (в роли Марины Голощекиной)
Михаил Ефремов (в роли лейтенанта Жгута) с Виктором Зуйковым
Начались съемки. Настоящего волка мы не потянули, дрессировщика вообще хватил радикулит. Плюс еще одна большая проблема – при работе с хищником пришлось бы огораживать большой участок леса, ибо даже цирковое животное, почувствовав свободу, могло ломануться в лес без предупреждения.
Вот тут-то и пригодился мой опыт работы с Аргишем. Так на съемку со мной и кучей вышеперечисленной живности поехала еще и Метель.
Виктор Зуйков с Метелью и волчатами на съемках т/с «Граница. Таежный роман»
Я волновался о том, как она поладит с волчатами! Они оказались очень дружелюбными малышами, и Метель к концу съемок стала им практически второй матерью. Она всегда играла с ними, учила всяким собачьим повадкам, но как только перед ней ставилась миска с едой, она обнажала челюсти, издавала грозный рык. Волчата смиренно ждали пока насытится наша главная героиня. Именно это и помогло нам во время съемок показать рычащую, озлобленную волчицу. Метель по натуре очень добрая собака! И еду у нее мог взять кто угодно, но только не четвероногое существо. Поэтому, когда мы в фильме слышим и видим ее рык, то за кадром в это время происходит следующее: Метель стоит в елках, пристегнутая за скрытый под ее шерстью ошейник, рядом с ней зарыты в снег куриные кости. А из-под камеры мы подносим волчат, так чтобы их не было видно в кадре, то одного, то другого! Метель злобно рычит на них и не подпускает к костям.
Марат Башаров (в роли Ивана Столбова) с Виктором Зуйковым
Интересная задача перед нами встала, когда надо было делать сцену нападения волчицы на капитана Голощекина ( Алексей Гуськов) и изобразить настоящую схватку.
Алексей Гуськов с волчонком
Рисковать актером мы не могли. Поэтому я одевал гимнастерку и дублировал Алексея Гуськова в этой сложной сцене. Но при всем при этом Метель все равно не могла бросаться и грызть любимого хозяина. Тогда с Александром Миттой и оператором Сергеем Астаховым мы придумали такой вариант: под гимнастерку мне засунули мешок с куриными костями, издающими для Метели очень соблазнительный запах. Метель с разгону прыгала мне на грудь, я прижимал ее к себе, дальше мы катились с трехметрового обрыва. За себя я не боялся — чего не сделаешь ради искусства?! Основной задачей во время этого кувырканья было не повредить Метель.
Виктор Зуйков с Метелью. Рабочий момент съемки.
И все равно природная доброта Метели никак не входила в наши киношные планы. Когда ей надоело долго рычать и щетиниться, на помощь была привезена ее пятилетняя мама Ася. В некоторых кадрах она дублировала нашу звезду.
Так же на счету у Аси была гениально отснятая финальная сцена, когда мертвая волчица лежит на окровавленном капитане Голощекине. Асю намазали кетчупом, смешанным с гримерной кровью, ибо краска, используемая для людей, неправильно ложится на шерсть животного и дает совсем другие оттенки. А чтобы придать собаке естественную неподвижность, пришлось сделать легкий наркоз под руководством опытного ветеринара.
А теперь поделюсь еще одной маленькой хитростью. Я долго думал как же сделать так, чтобы очаровательные хаски были внешне неотличимы от волков. Помогла Метель. Играясь с мамой Асей, она заскочила в болотце и вылезла оттуда настоящим худым таежным волком, несколько облезлым. Тут же созрела идея испачкать собак в болотной грязи. Оставалось придать правильный окрас мордам. В ход пошел самый обыкновенный растворимый кофе, перемешенный с золой(кстати мое ноу-хау).»
На первом фестивале «Золотой клык» руководитель Мосфильм-КИНОлогия Виктор Зуйков со своей Метелью получили каскадерскую премию за сложные сцены в этом замечательном фильме. Так началась карьера самой великой четвероногой звезды российского кинематографа — Метели. На данный момент у нее большой послужной список: т/с «Граница. Таежный роман», Александр Митта, 2001; т/с «Тайга. Курс выживания», Александр Аравин, 2002; т/с «По ту сторону волков», Владимир Хотинено, 2002; т/с «Диверсанты», Андрей Малюков, 2003 и другие телесериалы. Так же снималась в художественных фильмах. «Исчезнувшая империя», 2007 год. Режиссер Карен Шахназаров. Именно Карен Георгиевич присвоил Метеле звание «Народная волчица России».
Генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров, Виктор Зуйков с именинницей.
Метель участвовала в съемках х/ф «Софи», Илья Литвак, 2007; х/ф «Мой осенний блюз», Владимир Белобородов, 2008; х/ф «Волки», Евгений Серов, 2008 и в других фильмах, телепередачах, проектах.
Метель продолжает оставаться очень симпатичной, обаятельной мордой, востребованной для нашего кинематографа актрисой! Она полна творческих сил и готова к новым съемкам. Познакомившись с Метелью поближе (Витя ласково называет ее Чуня) я поняла, что милая псина не страдает звездной болезнью, является любимицей детворы, выезжает на различные мероприятия, детские праздники, позволяет гладить себя и дружественно чмокать в нос. 🙂
Прогуливаясь вчера с Метелью и Витей Зуйковым по Мосфильму, я замечала, как прохожие бросали восторженные взгляды в сторону четвероногой красавицы, предполагая, что это настоящий волк.
Виктор Зуйков, Игорь Фурманюк, Метель
День рождения Метели был бурно и весело отмечен на Мосфильме. Собралось много гостей, привезли даже будущего юного актера 🙂 котенка Веню.
Народная любимица получила много подарков!)
В том числе этот замечательный ошейник и печеночный торт!
Сердечно благодарю Виктора Зуйкова за помощь в подготовке вышеизложенного материала для выхода в свет! 🙂
А также вас, мои дорогие друзья, за внимание к моему творчеству!
Фотограф и автор статьи Екатерина Воробьева http://blueeebird.livejournal.com/